Александра Санькова, Директор московского музея дизайна

 

 

Для России разговоры о дизайне и качественном образовании очень важны, иногда даже складывается ощущение, что в воздухе витают лишь разговоры. Кому-то современный дизайн не нравится вовсе, а кто-то, получив профессиональное образование, может его только критиковать. Как начать изменять место своего нахождения осмысленно, прямо сейчас, не смотря ни на что, выяснили в разговоре с директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой. А поводом нашего знакомства стал конкурс Lexus Design Award, прием заявок которого стартовал 10 августа. В этом году конкурс пройдёт под девизом «Дизайн для лучшего будущего».. Подробности на сайте.

 



 

КАК СДЕЛАТЬ МУЗЕЙ?

Здравствуйте! Меня зовут Толя, и это, кстати, одно из первых моих интервью. Когда я узнал, что вы создали первый в России Музей дизайна, мне очень захотелось с вами познакомиться, узнать каким образом складывались обстоятельства в процессе создания музея, как возникла идея и как все начиналось?

Музей был создан совместно с моими друзьями-единомышленниками – дизайнерами, кураторами и архитекторами.  Будучи студенткой я много путешествовала и всегда старалась оказаться в местном музее дизайна. И в какой-то момент меня осенило, что в каждой стране есть, как минимум, один такой музей, а в России не было ни одного – ознакомиться с историей отечественного дизайна просто негде. Так возникла идея. Мы перестали ждать, когда  появится музей и постоянная экспозиция по истории  дизайна, а просто решили, что сами его сделаем! 

Инвестора или семейных денег у нас не было. Начали формировать коллекцию из того, что до этого насобирали сами – например, предметы, которые мне ранее подарили дизайнеры. До работы в музее я курировала выставки  графического дизайна, и часто после выставок мне дарили экспонаты. Многие вещи и архивы передали в музей наши преподаватели и друзья, так как почти все они связаны с дизайном. 

Одной из идей было сделать мобильный музей в формате road-show, который мог бы путешествовать по России в переоборудованном автобусе. Обзвонили множество компаний, в итоге автобус нам выделила Автоколонна 14-17 из города Коломна. Первой выставочной площадкой стал ЦВЗ «Манеж», за что огромное спасибо Марине Лошак (сейчас она директор ГМИИ им Пушкина), которая на тот момент была назначена директором Манежа и пригласила нас делать выставки. Конечно, это был большой риск – пригласить на центральную выставочную площадку молодую, никому не известную команду. Но игра стоила свеч – нашу первую выставку — «Советский дизайн» — посетило более 150 тысяч человек! Люди буквально встали за советским дизайном в очередь. Открытие музея и наша первая выставка имела очень большой резонанс в СМИ, вышли сюжеты на всех телеканалах и написали все профильные издания, на открытии даже присутствовал журналист из  New York Times. 

Сегодня выставочная политика ЦВЗ «Манеж» поменялась, а мы делаем наши проекты в выставочных залах других музеев. То есть концепция мобильного музея действует и сейчас.

 

 

 

Сколько усилий и денег нужно на то,
чтобы сделать первый музей в России?

У нас не было бюджета, но была правильная идея, вера и энергия на ее реализацию. Как любит говорить Ирина Костенка, директор дизайна центра в СССР: «Когда твои помыслы безупречны, сама вселенная помогает тебе».  Дизайнеры дарят свои архивы, что позволяет сохранять и изучать отечественную историю дизайна. Например, в прошлом году из Германии в музей был передан архив Фаерштейна – дизайнера, который в СССР оформлял большие государственные выставки. 

Признаюсь, мы с трудом выживаем, т.к. не имеем ни постоянного спонсора, ни финансирования, ни своей площадки. Но сейчас для нас самое важное – собрать как можно больше материалов, в частности, записать как можно больше интервью с дизайнерами, которым уже по 80-90 лет. Если сейчас этого не сделать, то  история будет безвозвратно утеряна. В советское время организации, связанные с дизайном, по завершению проектов просто выкидывали документацию и прототипы, а мы теперь собираем материалы c большим трудом.   

 

Как вы оцениваете качество профильного
образования по дизайну в России? 

Я называю это «разведка боем». Дизайнером становятся только тогда, когда начинают работать в этой сфере. В государственных ВУЗах хорошо и системно дают только общую художественную подготовку. Жаль, что не учат маркетингу, как себя продавать и продвигаться. Чему, кстати, очень много уделяют внимание на Западе. Ты не станешь успешным дизайнером, пока сам не начнешь рыть землю, и это касается не только дизайна, но и любой другой профессии. Делай что можешь и будет что будет. 

 


Делай, что можешь и будет, что будет.

 

 


Планируете ли вы ввести образовательный вектор в рамках музея?

Да, мы уже создали фильм, посвященный истории российского дизайна – четырехсерийное документальное кино о том, что происходило с дизайном в нашей стране на протяжении 100 лет: Авангард, ВНИИТЭ, система дизайна в СССР. Мы показали его на канале «Культура», в планах включение фильма в образовательную программу ВУЗов и экспозицию профильных музеев – мы дарим это кино всем заинтересованным институциям.

Мы выпустили книгу про ВНИИТЭ (Всесоюзный научно исследовательский институт технической эстетики) с издательством www.uniteditions.org  и «Советский дизайн» c издательством Phaidon в Англии на английском языке,  в сентябре этого года книга вышла также во Франции и сегодня ее можно заказать на amazon.com. В декабре 2018 года в России выйдет книга Ольги Дружининой о Владимире Рунге – главном дизайнере завода «Зенит», он же придумал одноименные фотоаппараты, которые были практически у всех в СССР. Также я пишу книгу о легенде советской промышленной моды – дизайнере одежды Алле Левашовой.

 

 

Куда пойти учиться на дизайнера в России? Долгосрочное обучение или короткие курсы? 

У каждого свой путь, хорошо бы перед поступлением пройти профориентацию.  Есть несколько сильных традиционных школ, которые и сегодня сохраняют свои позиции – Cтрогоновка (Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова),  Муха (художественно-промышленная академия имени Штиглица) и Уральский государственный архитектурно-художественный университет.  Если смотреть на количество успешных дизайнеров, они все учились именно в этих ВУЗах. Также есть относительно недавно (недавно относительно Строгановки, которой почти 200 лет) открывшиеся отделения дизайна и школы дизайна, отделение дизайна в Вышке (Высшая Школа Экономики) и Британке (Высшая Британская Школа Дизайна).

 
Говоря о музее, есть ли у вас образовательная цель транслировать современный дизайн в массы, сделать его более понятным широкому зрителю?

Конечно, образовательная миссия присутствует, наши выставки и фильмы – это, своего рода, курс прививок дизайна.  Все нужно делать постепенно. И если вы имеете дело с традиционно сложившейся формой упаковки или цветами изделий, лучше поступательно менять дизайн, чтобы не потерять, а расширить свою аудиторию. Конечно, если речь идет о персональном творческом проекте, то делать можно все что угодно, и все риски тоже твои собственные. А если ты работаешь для заказчика, особенно это касается промышленного дизайна, нововведений должно быть не более 30% . Важно проводить предпроектные исследования и междисциплинарные работы с командой специалистов, использовать новые технологии и тренды. Нельзя вносить изменения в жизнь неподготовленной публики, если, конечно, это не определенная целевая аудитория, которая сразу все поймет. Мы занимаемся исследованиями, делаем выставки и публикации, снимаем кино. Нам важно, чтобы люди знали, что такое дизайн и для чего нужна профессия дизайнер. 

 

Что такое для вас дизайн?

 

Дизайн – это то, что помогает людям, делает их жизнь безопасной, простой, удобной и гармоничной.

Как говорили наши выдающиеся авиаконструкторы «Если самолет не красивый, он не полетит». Эргономичные, разумно спроектированные вещи точно будут и выглядеть достойно. Если вещь визуально красивая, но неудобна в использовании – она бесполезна, для меня это не дизайн.  Предметы созданные ограниченными сериями, не поставленные на поток сейчас переходят в разряд «коллекционного дизайна». Дизайн – это, в первую очередь, функция и качество и массовое производство. У Сергея Смирнова очень хорошие формулировки: «Промышленный дизайн – это вид системной инженерии с большой компетенцией в области эстетки, эргономики и маркетинга».. Для меня все это так. Важно, чтобы врач понимал интуитивно в какое гнездо нужно включать штекер во время операции, чтобы бабушка на почте смогла без чьей-либо помощи заполнить анкету или когда вы опаздываете на самолет, вы без труда могли найти свой выход на посадку. Если говорить человеческим языком «дизайн может спасти мир».

 


На сколько вы видите развитие дизайна в России?
Мне кажется, вы «патриот»?

Я люблю свою страну, слово патриот я к себе не применяю, оно потеряло свое истинное значение в наше время. Всегда проще сказать: «Здесь мне не нравится,  я уезжаю» или «все плохо и вы в этом виноваты».  Меня так воспитали родители, если что-то не нравится, попробуй это изменить, пойди и сделай это сам! 

Мы в Музее дизайна работаем уже 6 лет как волонтеры и для нас это больше, чем работа, это наша жизнь. Мы хотим сохранить материальную культуру нашей страны, изучать и показывать отечественный дизайн. Для нас важно передать следующему поколению то, что мы собираем. У музея уже огромная коллекция: аудио и видео материалы, предметы дизайна, архивы. Мы стараемся развивать понимание для чего нашей стране нужен дизайн и как важна профессия дизайнера в современном обществе.