В СССР ДИЗАЙНА НЕТ!

Начнем рассуждение с того, что в СССР не было заморского словечка «дизайн» — цензура его заменила на «техническую эстетику», понятие которой полностью соответствовало деятельности художников-конструкторов того времени. Эти товарищи не только искали выразительное воплощение будущей вещицы, но и придумывали наиболее оптимальный способ ее изготовления. В то время 99% от всей продукции были военной направленности: Союз азартно штамповал танки, самолеты, снаряды и т. д.

Но дизайнеров привлекали и к созданию мирных продуктов промышленности (тот самый 1% из статистики), так как в условиях железного занавеса импорт был под запретом – нужно же было маме где-то найти утюг!.. Это сейчас они продаются на каждом шагу – в то время, чтобы найти хороший утюг, нужно было выстоять в очереди таких же соотечественников, мечтающих об идеально выглаженных сорочках. Или можно было отправиться к перекупщику или к знакомому, чтобы купить с рук.

Наши же родные уральские дизайнеры специализировались на крупном общественном транспорте: самые лучшие в стране трамваи, поезда и скоростные локомотивы создавали именно они. Чтобы показать советскому народу, что «мы, Урал, лучше всех», проводились выставки достижений, в том числе и технологических изобретений. Именно там уральские дизайнеры блистали своими «новинками».

МИРОУСТРОЙСТВО

Если отойти от профессиональной сферы и обратить внимание на простую жизнь, то дизайнеры сразу бросаются в глаза со своим свободолюбивым взглядом на мир. Они не стеснялись слушать на работе прогрессивную музыку, где-то доставали и перезаписывали редкие пластинки Pink Floyd, Led Zeppelin и Deep Purple. Особо смелые даже делали карикатуры на Брежнева, НАТО и другие остросоциальные темы своего времени.

КАЛЬКА 

У дизайнеров была своя «секретная комната» с товарами из заграницы. В основном там были товары из Европы и Америки, куда чиновники ездили поглумиться над «загниванием» запада, попутно скупая разные «безделушки» (и не только) заморского рынка. Заводское руководство отправляло дизайнеров посмотреть на эти «образцы», требуя сконструировать что то подобное, но лучше и дешевле. Дизайнеры вооружались калькой (прозрачная бумага), снимали габаритные размеры и отправлялись в свои студии «колдовать» над вторичным образом объекта. Почти всегда судьба этих вещей заканчивалась в годовых отчетах и на столах тех самых чиновников, которые закрыв годовой план, вновь отправлялись в следующую поездку за импортными товарами.

\

НЕКАЛЬКА 

Другие конструкторы, поняв, что процесс переработки западных образцов ведет к загниванию, потеряли страх и стали делать вещи в свое удовольствие и со своим авторским почерком. Такая свобода позволяла неплохо заработать и не отягощать себя узами копирования. Но по-прежнему, исход и того и другого проекта был заранее известен, пусть и за небольшим исключением. Но все же некоторые разработки внедрялись в производство и заслуженно пользовались спросом у счастливых советских покупателей, нашедших что-то новенькое. Одной из таких разработок стала аудиосистема Поливокс, изготовленная на заводе Вектор, ставшая советским вариантом Pioneer и Marshall. Она дарила потребителям надежность, глубину звука и расширенный звуковой диапазон. На Поливоксе записывали свои альбомы такие гиганты, как Rammstein и Radiohead.

На нем написан и наш оригинальный саундтрек к фильму.

Редакция САМИЗДАТа приглашает оценить техническую эстетику и звук советского времени на премьере фильма «Техническая эстетка» 26 сентября в 19-00 в кинотеатре Ельцин Центра.