СНЫ ОБ СССР

Осмысление советского прошлого – основная почва российского современного кино. Каким может быть новый взгляд кинематографиста на страну, которой больше не существует? Самое интересное – ракурс, который выбирают режиссеры: попытка увидеть целое, общее, через взгляд на совершенно определенный эпизод прошлого.

Мы сделали для вас подборку пяти самых незаурядных ракурсов: пять стоящих современных фильмов, определенно заслуживающих внимания.

Текст: Маша

ПИОНЕРЫ ГЕРОИ

Режиссер: Наталья Кудряшова, 2015

Тридцатилетние Ольга, Катя и Андрей, добившиеся внешнего успеха и стабильности, имеют проблемы со… смыслом. Смысл остался в идеалах, мечтах и системе ценностей, превратившихся в пыль; страны, идеологии, в которых формировались личности героев – больше не существует. Каждый из персонажей по-своему справляется с диссонансом между «установкой» и реальностью. Или не справляется.

 

«Эта прекрасная европейская идея стяжания материальных благ — она не совсем приживается в русском человеке»

— Наталья Кудряшова, режиссер

АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ

Режиссер: Кантимир Балагов, 2014

Тридцатые годы; в центре картины – попытка советской власти «приручить» коренные народы приобской тундры – хантов и ненцев, сделать из них полноценных граждан социалистического государства. Несколько авангардистских деятелей искусств – режиссеры, художники, театралы, отправляются к аборигенам с просветительской миссией. Памятник Иуде, «передовые» крематории, служебные собаки с крыльями, любовь к секретарше Аннушке, и конечно, примитивистское искусство – перемешиваются в калейдоскопе захлестнувшей революции – революции восприятия. Однако попытка лишить народ этнической идентичности и даже собственных богов – ни к чему хорошему привести не может. Но наши авангардистские мечтатели, «Ангелы революции» — навсегда останутся в «красной летописи».

 

«Идея о столкновении двух великих языческих цивилизаций – цивилизации советского авангарда и шаманской цивилизации…»

— Алексей Федорченко, режиссер

БУМАЖНЫЙ СОЛДАТ

Режиссер: Алексей Герман мл., 2008

Одно из самых ярких событий советской истории, наша главная гордость – полет человека в космос. Однако создатели фильма показывают этот феномен совершенно в ином свете, а через его призму — общую ситуацию в стране, неоправданные позитивные настроения оттепели. Главные действующие лица картины – интеллигенты, люди – наиболее нуждающиеся в свободе, и сильнее всех страдающие от ее отсутствия. Фильм обнажает хрупкость и зыбкость личности, находящейся в лапах бездушной системы.

 

«Эта эпоха характерна для цикличной истории нашей страны, в которой оттепель часто кончалась заморозками, а потом застоем…»

— Алексей Герман мл., режиссер

ТЕСНОТА

Режиссер: Алексей Федорченко

Еврейская община в Нальчике, годы перестройки; постсоветское пространство, забытое государством и богом. Дискотека, первый секс, конфликты с семьей – взросление дается мучительно трудно. Фильм, изначально прикидывающийся социальной драмой, оказывается очень интимной и совершенно вневременной историей. Для любого молодого человека, теснота – это консервативные рамки, изжившие себя, непонимание близких и суровые жизненные обстоятельства, которые не щадят хрупкость юности.

 

«Для меня была важна какая-то внутренняя правда, внутренняя динамика, психофизика…»

— Кантимир Балагов, режиссер

ЗАЛОЖНИКИ

Режиссер: Резо Гигинейшвили, уже в кино

 Непросто живется в СССР, когда ты молод и свободолюбив. Beatles, джинсы, американские сигареты — не спасают от закрытой системы. Представители грузинской золотой молодежи решаются на угон самолета, с целью побега на Запад. Авантюра оборачивается одной из самых громких трагедий Грузии конца 20-го века. Каким является отношение режиссера к хипстерам 80-ых, устроивших резню на борту Ту-134 – уже можем узнать в кино – «Заложники» в прокате с 21-го сентября.

 

«Нам было важно проанализировать контекст. Почему для 19-летнего главного героя джинсы, «Битлз» и «Кока-Кола» вдруг стали символами свободы, ради которой он готов был рисковать собственной жизнью и жизнью своей юной жены. Эта история похожа на античную драму»

— Резо Гигинеишвили, режиссер