Текст: Марина Альвитр

Тоталитарное общество в первую очередь уничтожает искусство. Дело не в том, что «черный квадрат» может каким бы то ни было способом помешать становлению режима или подвергнуть сомнению власть. Пусть даже своим существованием он противоречит идеологии, что называется per se. Помните, как у Стенли Кубрика аборигены вдруг увидели черный параллелепипед идеальной формы, который впоследствии изменил полностью их развитие? То же самое и с искусством. Любое развитие и отклонение от нормы в тоталитарном обществе преследуется и карается. Нельзя думать, сомневаться, хотеть. Главное — консервация существующего состояния, стабильность.

Что же происходило с искусством в годы недавнего социалистического прошлого России?

Федор Решетников

Исаак Бродский

Федор Решетников

Александр Самохвалов

В 1932 году появляется доктрина о том, каким должно быть искусство. Она касалась всех художников, кинематографистов и прочих деятелей искусства. Родился «социалистический реализм». Все объединения художников, которые существовали до этого, ликвидировались, а все деятели искусства объединились в государственные союзы, такие, как Союз художников. Он был единственной организацией, которая могла выставлять и продавать предметы искусства.

Лидия Мастеркова

Владимир Немухин

Юрий Пименов

 

Любые эксперименты в стиле или тематике были запрещены. Для того, чтобы написать портрет Ленина, нужно было получить специальное разрешение, обладать недюжинной смелостью и уверенностью в себе и своих силах. Сначала художники использовали яркие краски, но с пришедшей новой тенденцией, из-за опасений в том, что их будут сравнивать с западными модернистами, они разработали специальную палитру под названием «фуза»: краски смешивали с белилами, чтобы работы были более приглушенных «сероватых» тонов. Так было до 1960-х годов.

Можно ли говорить о существовании изобразительного искусства в этот период? Скорее нет, ведь искусство — это не факт написания картины по заранее определенным канонам, это развитие мысли, философия, исследование новых идей понимания мира. Там, где запрещено мыслить, искусство умирает.

В 1960-е годы режим дает послабления, развенчивается «культ личности Сталина», и как любят делать у нас в стране, правительство начинает всячески открещиваться от того, что сделали предшественники у власти. Художники получают возможность экспериментировать. Они могут взглянуть на книги о западном искусстве с черно-белыми фотографиями из Венгрии и Чехословакии. Но, увы, все это очень быстро закончилось — художников-экспериментаторов объявляют дегенератами, а тех, кто много говорил (вроде Эрнста Неизвестного) выселяют за границу (хорошо, что живыми оставляют). Официально у нас снова воцаряется социалистический реализм и все живут хорошо, пишут одно и то же много раз, где заканчивается один художник и начинается другой сказать за редким исключением практически невозможно (красота).

Дмитрий Краснопевцев

 

Александр Дайнека

 

Александр Ефанов

Федор Решетников

Так или иначе, в СССР шестидесятые годы формируется то, что сейчас называют «нонконформизм» — это круг художников, которые, с одной стороны, считают, что они имеют право на визуальное исследование, с другой — понимают, что их деятельность сама по себе, это уже своего рода борьба с режимом. Писать абстракцию в советском союзе — преступление. Но именно эти люди — Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова, Лев Кропивницкий, Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Оскар Рабин, Дмитрий Плавинский, Дмитрий Краснопевцев в числе многих других сделали возможным появление в России современного актуального искусства как такового. Зачастую работы этих людей — это поиски наивного искусства, которое пытается узнать о том, что происходит «на западе», освоив, кроме того, собственный художественный опыт. Работы делаются из некачественных материалов, практически на коленке, чемоданного формата (и потому что их можно так вывести за границу, и потому что их просто негде хранить), на краешке стола в коммуналке. Но именно эти люди сделали возможным появление таких художников, как Илья и Эмилия Кабаковы, Эрик Булатов, Комар и Меламид, Виктор Пивоваров.

Фотографии с бульдозерной выставки

Александр Дайнека

Александр Самохвалов

Илья Кабаков

 

Художников, которые несмотря ни на что смогли через свои персоналии вписать российское искусство в мировой художественный процесс.

О том, каким было искусство в Советском союзе можно рассуждать бесконечно. Что было, то было. Важнее сейчас понять то, что очень долго жители нашей страны жили в уютной (или скучной) визуальной изоляции от всего того, что происходило в мире. Пока формировались и развивались дадаизм, сюрреализм, минимализм, экспрессионизм, абстрактный экспрессионизм, школа Баухауза и многое другое, в нашей стране существовал «социалистический реализм», который, в конечном счете, оказывается всем приятным и понятным. Именно поэтому родные пейзажи греют душу, а экспонаты в Тейт Модерн, кажется, творили инопланетяне или умалишенные. Но вот вопрос: кто инопланетянин, а кто прячет голову в песок.