текст: Даша

Провокация — это действие, совершаемое с целью вызвать определенную реакцию. Искушённого зрителя удивлять становится с каждым годом сложнее, в связи с чем провокация все чаще облачается в форму скандала. Чтобы понять, что такое настоящая, «правильная» провокация, предлагаю посмотреть пять фильмов, которым удалось искусно воспользоваться таким прекрасным приемом. 

Без имени-3

1.

«ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН», 1971 г.

Реж. Стэнли Кубрик

6

Абсолютно культовый фильм, снятый по одноименной книге Энтони Бёрджесса. Сюжет разворачивается в альтернативной Англии начала 1970-х годов. Нам рассказывается история подростка Алекса и его банды, род занятий которых крутится вокруг актов «ультранасилия» и грабежа. После очередного подобного эпизода, Алекса подставляют, и он попадает в тюрьму. Спустя два года, ему предлагают поучаствовать в эксперименте (лечении), который заключается в подавлении подсознательного стремления к насилию. Эксперимент заканчивается неудачей, но он получает «выгодное» предложение от министра: Алексу дают высокую должность, а он врет о пользе лечения. Теперь все его действия стали закреплены и одобрены властью. «Заводной апельсин» раскрывает тему подростковой жестокости максимально провокационно: обилие реалистичных сцен убийств, насилия и секса шокировало публику настолько, что фильм был запрещен. Несмотря на это, визуальная часть невероятно радует глаз: снято все очень стильно и щедро приправлено большой порцией отсылок к британской культуре.

Без имени-3

2.

«МЕЧТАТЕЛИ», 2003 г.

Реж. Бернардо Бертолуччи

Фильм «Мечтатели» — эротическая драма, сюжет которой раскрывает историю сексуальной революции на примере жизни одной маленькой квартиры в Париже. Фильм начинается с приезда американца Мэттью по программе обмена студентов. Он постоянно проводит время в Синематеке, где знакомится с Изабель и ее братом Тео. Они становятся хорошими друзьями, и когда родители Изабель и Тео уезжают на целый месяц, Мэттью начинает жить у них. Со временем, он начинает замечать, что отношения Изабель и Тео не такие, какие должны быть между братом и сестрой — буквально на грани инцеста. Но Мэттью, не взирая на предубеждения, влюбляется в них. В конечном счете, эти трое закрылись от реальной революции на улицах Парижа в своем маленьком мире, наслаждаясь друг другом. Фильм является одной сплошной провокацией. Количество откровенных сцен шокирует зрителей, но полностью оправдано — через данную призму картина раскрывает тему молодости и познания себя во взаимоотношениях между людьми. 

Без имени-3

3.

«МЫ, ДЕТИ СТАНЦИИ ЗОО», 1981 г.

реж. Ули Эдель

16

Фильм снят по мотивам одноимённой биографической книги, которая была основана на записях из дневника Кристианы Фельшеринов. Действия разворачиваются в Германии в 1975 году. Главная героиня Кристиана — среднестатистический подросток 13-ти лет, который только начинает познавать весь этот «взрослый мир». Она начинает ходить на самую модную вечеринку города под названием «Sound», где однажды встречает Детлефа — парня намного старше ее, который, как оказалось, был наркоманом. Она влюбляется, и чтобы стать к нему ближе, «подсаживается» на героин. Это решение приводит Кристиану на дно жизни. Посыл этого фильма достаточно очевиден, но провокация удалась: обсуждение фильма длилось не одну неделю из-за актуальности проблемы, и до сих пор «Я, Кристина» является одним из самых правдоподобных фильмов о наркотиках. Так же не могу не упомянуть тот факт, что одним из композиторов является Дэвид Боуи, вокруг его концерта и песен которого, отчасти, завязана судьба главной героини.

Без имени-3

4.

«НЕОБРАТИМОСТЬ», 2002 г.

реж. Гаспар Ноэ

20

21

«Необратимость» — это история, рассказанная в обратном хронологическом порядке. Все действия происходят в одну ночь в Париже. Темные красные коридоры гей-клуба, по которым бегут двое мужчин в поисках некого насильника — именно так Гаспар Ноэ включает зрителя в основной сюжет. На самом деле, история начинается в квартире героини Алекс и ее мужа Маркуса. Алекс узнает, что беременна, но не говорит мужу, ведь они собрались на вечеринку вместе с ее бывшим— Пьером. Маркус сильно напивается, Алекс решает уйти, но по пути к дому ее насилуют. Маркус и Пьер решают найти виновного, и таким образом мы возвращаемся в тот самый гей-клуб «Прямая Кишка». Именно так зрителя оставляют с вопросомчто произошло на самом деле? Фильм считается самым скандальным и провокационным из всех, что были показаны на Каннском фестивале. Чего только стоит странная съемка без стабилизации, не говоря уже о девятиминутной сцене насилия.

Без имени-3

5.

«ЛЕДЕНЕЦ», 2005 г.

реж. Дэвид Слэйд

25

26

«Леденец» — очередной пример провокации в рамках актуальной для современного общества проблемы. Фильм начинается с того, что два героя (14-летняя девочка Хейли и 32-летний фотограф Джефф), познакомившихся через интернет, договариваются о встрече. Они мило беседуют, и в процессе разговора выясняется, что у Джеффа дома есть запись с концерта любимой группы Хейли, и они решают поехать к нему. Хейли делает алкогольные коктейли и просит ее пофотографировать. Через несколько минут Джефф вырубается от того, что Хейли подсыпала ему снотворное, так как подозревала его в неоднократной педофилии и убийстве девушки Джанель. С этого момента начинается все самое интересное и неожиданное: Хейли на протяжении фильма разными способами издевается над Джеффом, например, путем попыток кастрации. Фильм считается провокационным не только благодаря поднятой проблеме педофилии, но и способом ее раскрытия: «Леденец» на протяжении долгого времени держит зрителя в напряжении от действий и мыслей главной героини.