Нужна ли детям опера – в специальном проекте редактора telegram канала “Балетчица” Ани Елисеевой.

Фото; Андрей Худяков

Ольга Чебыкина
и Арсений

В наш Оперный мы с сыном стали ходить не слишком рано — лет с шести. Я довольно трезво оценивала ситуацию — он у меня не из «усидчивых». Сеньке важно, чтобы материал бы ему знаком, поэтому обязательное правило перед походом на любой спектакль, это чтение книги, просмотр и обсуждение фильма или мультика. Так было, например, со «Снежной королевой» и «Щелкунчиком”. Моему сыну очень нравится аплодировать, а кричать “Bravo!” он просто обожает. Это умиляет и заставляет задуматься над тем, что взрослые часто стесняются быть благодарными, а дети – никогда.

Честно скажу, каждый раз я опасаюсь, высидит ли он представление до конца. Но на помощь всегда приходят антракты – вот уж когда побегать и поскакать можно вдоволь! Я его не ограничиваю – этот выплеск энергии обеспечивает нам всем спокойный второй акт.

На взрослые спектакли ребенка я не беру – но не из-за опасений, что он не поймёт сути или будет мешать другим, а из-за простого эгоизма! Это для нас особый ритуал и удовольствие. Я люблю на такие спектакли ходить с взрослым и любимым мужчиной.

Мне кажется, что отсутствие оперы и балета в жизни ребёнка не фатально для развития. Я, например, детство провела на военных гарнизонах, и там не то что балета — там воды горячей в кранах не было. И ничего ведь – выросла!

Ульяна Шульгина
и Маша

Впервые с дочкой мы оказались в Оперном когда ей было четыре с половиной года. Она у меня спокойная девочка, но все равно без подготовительной программы в первый раз не обошлось. До покупки билетов мы прогуливались вокруг здания театра (пришли к выводу, что он похож на сказочный дворец), устраивали дома концерты с батманами и фуэте, и, конечно, обсуждали правила поведения в театре. Для похода в театр компанию нам всегда составляет любимая игрушка – она отлично спасает в моменты, когда внимание моей маленькой слушательницы ослабевает.

На взрослые спектакли мы не ходили, но и с детскими знаем меру. Думаю, что два-три похода в Оперный на протяжении полугода вполне достаточно. Тут главное не переборщить, ведь навязчивостью можно отбить у ребенка и желание ходить в театры, и любовь к искусству.

Татьяна Заводовская, Платон и Ванда

С моим старшим сыном Марком мы впервые оказались на детском спектакле в Филармонии, когда ему было два года, а с младшими ребятами дебют состоялся только в четырехлетнем возрасте. В Филармонии очень удобно: там в программе есть детские концерты “В ползунках”, где

никто не станет “цыкать”, если твой ребенок вдруг отвлекается от представления – там все всё понимают. В Оперном театре напротив — всегда найдутся те, кому маленькие зрители не по душе. Я думаю, что человек, делающий замечание во время спектакля, всегда привлекает больше внимания, чем непоседливый ребенок. Так что в нашей компании шести мамочек уже сложилась традиция брать билеты в отдельную ложу, чтобы никому не мешать.

Мне кажется, что музыкальное образование важно так же, как школьное и физическое. Я сама очень люблю классическую музыку, и слушала ее всегда, в том числе при беременности. И, наверное, это наряду с походами в театр принесло свои плоды: Марк окончил музыкальную школу по классу фортепиано, Платон поет в капелле мальчиков, а Ванда отлично проводит время в джазовом хоре.

Людмила Минина
и Ника

За ребенком нужно наблюдать, и если ему пока не интересен театр, то не стоит вести его туда силой. Первый интерес у Ники появился только к трем годам, а сейчас она уже профессионально занимается балетом в студии “Щелкунчик”, часто посещая наш Оперный театр. Только сегодня стояли с Никой на кассе, выбирая места на “Щелкунчика”, а она просила меня купить билеты еще и на “Снежную королеву”.

Привить детям любовь к классической музыке можно легко даже в повседневной жизни. Для нас уже давно стало традицией слушать классическую музыку в машине. Я хожу каждый сезон на “Кармен”, и, кажется, знаю все партии наизусть. Потом прихожу домой, напеваю, а дети смеются надо мной, потому что, честно говоря, певица из меня неважная. Главное — музыка запоминается. Но на взрослых спектаклях детям делать нечего, особенно когда для усмирения требуется порция мороженого в антракте.

Мария Малыщук
и Диана

Диана любит говорить, что засыпает на опере так же, как папа, но на деле она больше шутит. Мы начали ходить в театр только в пять лет, и сейчас Диана потихоньку влюбляется в этот вид искусства. Я думаю, что без знания классической музыки вряд ли сможет развиться полноценная личность, и ребенка нужно приучать к этому с детства, даже если сначала все идет не так гладко. Конечно, все должно быть без насилия, но рано или поздно поход в оперный театр превратится в приятную привычку.

Для меня и Дианы поход в театр давно стал настоящим ритуалом. Если на вечер намечено преставление, то до этого мы обязательно съездим на укладку, выберем подходящее платье, а в буфете выстоим очередь за чем-нибудь вкусненьким.

 

За помощь в организации съемки благодарим
Екатеринбургский театр оперы и балета

Репертуар театра
просп. Ленина, 46А