Текст: Марина Альвитр

Пока зрители в России привыкают к инсталляциям и новым медиа через Московскую биеннале современного искусства и Уральскую индустриальную биеннале, в Нью-Йорке топовые галереи выставляют художников, работающих с фигуративной (предметной) живописью. Она долгое время страдала от отсутствия интереса как со стороны коллекционеров, так и со стороны кураторов. Предметная живопись только начинает возвращаться на мировую арт-сцену — последний выпуск журнала Frieze (#191 ноябрь-декабрь) не побоялся вынести на обложку вопрос о новом движении в Нью-Йорке. О том, какие художники привлекли особое внимание, и кого нельзя пропустить, читайте ниже.

 

1.
Питер Доиг
(Peter Doig)

Один из самых знаменитых живописцев современности, который даже на какой-то период стал самым дорогим из ныне живущих художников. Его работы известны «воздушным стилем», они объединяют в себе и фотографическую реалистичность, и ощущение изображения, взятого из памяти. Живые люди оказываются в одном пространстве с воспоминаниями. Картина «Два дерева» (2017) представляет фигуры трех людей, где двое играют в уличный хоккей, а третий — снимает происходящее на камеру. Что из этого реальность? Воспоминание? Видео-воспроизведение? Виртуальность? Сказать практически невозможно. Выставку Питера Доига можно было посмотреть в Michael Werner Gallery до 16 ноября в Нью-Йорке.

2.

Лиза Брайс
(Lisa Brice)

 

 

Лиза Брайс изображает женщин полуобнаженными, но не беззащитными. На полотнах нет мужского взгляда: это женщины, которые смотрят на себя только ради созерцания самих себя. На картинах атмосфера карнавала, перехода из одного состояния в другое. Ночь сменяет день, а сумерки хранят в себе недосказанность, которая тает в голубом цвете.

 


3.

Аластер МакКинвен
(Alastair MacKinven)

Дебют этого художника случился в октябре в Нью-Йорке на персональной выставке в галерее Reena Spaulings Fina Art. Пресс-релиз выставки — набор историй-воспоминаний то ли из жизни, то ли из сновидений; отдельные ситуации, которые включают в себя и игру с архетипами, придуманными еще Юнгом, и размышления над символами из романов Карлоса Кастанеды. Яркие образы кажутся и чем-то, что мы привыкли считать нашим будущим, и чем-то настолько знакомым, будто бы пережитом еще в детстве.


4.

Селест Дупай-Спенсер
(Celeste Dupuy-Spencer)

-M

-

 Работы художницы сделаны с фотографий знакомых ей людей, но написаны не в стиле фотореализма, а реализма, пропущенного через собственные эмоции, память и переживания. Персонажи на ее работах и трогательны в своей персонализации, и архетипичны в своем общении. Постоянное балансирование на грани частного и общечеловеческого, реалистического и абстрактного делает эти работы интересными даже для такой знаменитой галереи, как Marlborogh Contemporary, где прошла персональная выставка художницы этой осенью.


5.

Джордан Кастил
(Jordan Casteel)

Работа именно этой художницы украшает обложку ноябрьского журнала Frieze, настолько ее образ людей из проекта «Ночь в Гарлеме» оказался популярным и интересным. Джордан изображает обитателей Гарлема ночью — в то время, когда известный район Нью-Йорка кажется особенно опасным. Однако персонажи, увиденные женщиной — художником вызывают ощущение скорее теплой и домашней обстановки, нежели атмосферу напряженности и страха. Череда ее работ разрушает созданный за много лет образ и призывает нас посмотреть на обитателей района по-новому.


6.

Питер Сол
(Peter Saul)

Питер Сол родился в 1934 году, и может претендовать на свое место в истории искусства 20 века. Один из родоначальников поп-арта, он смешивал это направление с сатирическим отношением к американской жизни. В его работах чувствуется сильное влияние сюрреализма. Тем не менее, работы Питера Сола не теряют своей актуальности, и были выставлены этой осенью на персональной выставке художника «Фальшивые новости».


8.

Марк Томас Гибсон
(Mark Thomas Gibson)

Марк Томас Гибсон предлагает живопись на грани настоящего и будущего. Изображения из комиксов и из мрачных антиутопий. Здесь есть и надежда, и отсутствие веры. Персонажи уже давно перестали быть живыми, но все еще действуют.


7.

Эмили Мае Смит
(Emily Mar Smith)

Работы Эмили Смит используют весь эстетический арсенал живописи 20 века — здесь и фантастические образы, выполненные в стилистике поп-арта, и сюрреализм, и образы из видео-игр, соединенные со стилем икон. Живопись на грани китча призвана проанализировать и изобразить наше сложное время, где визуальная стилистика настолько разнообразна, что совершенно разные эпохи могут слиться воедино.

 

9.
Нео Раух
(Neo Rouch)

Один из самых известных живописцев современной эпохи, изображающий сказку, которую невозможно рассказать. Миры на его картинах сопричастны друг другу, но рассыпаются во времени и пространстве, теряясь в лабиринте стилей. Это и новый сюрреализм, и череда сновидений, наложенных друг на друга.


10.

Адриан Гени
(Adrian Genie)

Успех румынской школы не дает покоя, наверное, ни одному российскому художнику. Адриан Гени соединяет в своих работах классическую живописную эстетику с анализом истории искусств, которая в его работах превращается в своего рода сон, сквозь который проглядывают исторические детали прошлого или отсылки к художникам 20 века.


Современная фигуративная живопись стала другой — она не изображает жизнь просто такой, как она есть, но пересматривает наши мечты, жизненные истории и пытается выполнить задание по созданию нашего нового будущего. Она задает вопросы :«Что, зачем и для кого мы рисуем».